Седьмая симфония Шостаковича: Премьера 5 марта 1942 года и её значение




5 марта 1942 года состоялось первое исполнение знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, получившей имя «Ленинградская». Это произведение стало символом борьбы и стойкости во времена Великой Отечественной войны.
5 марта 1942 года состоялась первая премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, известной как «Ленинградская». Эта симфония, написанная в тяжелые годы Великой Отечественной войны, стала одним из самых значительных произведений композитора, отражая дух времени и борьбу советского народа.
Идея самой симфонии начала формироваться ещё до войны, в конце 30-х годов, когда Шостакович начал разрабатывать тему первой части, похожую на вариации в форме пассакальи. Простая на первый взгляд тема, сдержанная и с некоторым минимализмом, развивалась на фоне монотонного стука малого барабана. С течением времени она приобрела характерный для Шостаковича мрачный и угрожающий оттенок, став символом подавления. Композитор первоначально показывал эти идеи своим коллегам, но так и не публиковал их. В условиях начала войны эта тема преобразовалась в мощное произведение.
Когда началась блокада Ленинграда в сентябре 1941 года, Шостакович продолжил работать над произведением, уже находясь в осажденном городе. Писать симфонию в условиях страшных лишений было крайне сложно, но несмотря на это композитор сумел завершить её в декабре 1941 года в эвакуации в Куйбышеве.
Премьера Седьмой симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года, в то время, когда труппа Большого театра была эвакуирована в этот город. Симфонию исполнил оркестр ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Позже, 29 марта того же года, произведение было исполнено в Москве.
Зарубежная премьера прошла 19 июля 1942 года в Нью-Йорке, где Седьмую симфонию исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением знаменитого дирижёра Артуро Тосканини.
Симфония Шостаковича, помимо своей музыкальной ценности, стала символом стойкости, мужества и героизма, что отразилось в её восприятии как на фронтах, так и на мировой арене.