Во время Ренессанса Европу захлестнула эпидемия сифилиса, завезённого из Нового Света. Болезнь обезображивала людей, превращая их лица в страшные маски. Без антибиотиков врачи не могли помочь, и континент погрузился в атмосферу, напоминавшую настоящий зомби-апокалипсис.
Эпоха Возрождения ассоциируется с расцветом искусства, науки и гуманизма, но даже у этого блистательного периода была своя мрачная сторона. Одной из самых страшных напастей XV–XVI веков стала эпидемия сифилиса, принесённая в Европу моряками, возвращавшимися из Нового Света. Болезнь стремительно распространилась по континенту, поражая людей всех сословий — от простых солдат до знатных особ.
Историки полагают, что первые вспышки заболевания зафиксированы в 1494–1495 годах, во время итальянских войн. Именно тогда французская армия, осаждавшая Неаполь, оказалась заражена неизвестной болезнью, сопровождавшейся лихорадкой, сыпью и язвами, поражающими кожу и внутренние органы. Эпидемия распространилась с ужасающей скоростью — тысячи воинов ослепли, обезобразились или умерли в страшных мучениях.
Поскольку антибиотиков тогда не существовало, врачи эпохи Ренессанса пытались лечить болезнь с помощью ртути, ванн и трав, что нередко только ухудшало состояние больных. Кожа пациентов буквально слезала с лица, обнажая мышцы и кости. У многих разрушались носы, губы и даже части черепа, превращая людей в живые карикатуры на самих себя. В хрониках того времени сифилис нередко называли «карой Богов» или «новой чумой».
Особенно сильно пострадала Франция, где болезнь получила прозвище «неаполитанская зараза». Но вскоре её следы появились по всей Европе — в Германии, Испании, Англии и Италии. Болезнь не щадила никого: заражались даже короли, художники и священнослужители. Некоторые учёные считают, что эта трагедия повлияла на моду Ренессанса — в частности, на появление плотных воротников, масок и макияжа, скрывающего уродства.
Для современников это выглядело как настоящий кошмар, похожий на зомби-апокалипсис. Горожане боялись выходить на улицы, а в ночных переулках можно было встретить обезображенных людей, скрывающих лица под капюшонами. Болезнь изменила не только тела, но и сознание европейцев, напомнив им, что за прогресс и новые открытия иногда приходится платить высокую цену.






