Юродивые в России считались людьми, наделёнными особой благодатью и духовной силой. На фото 1900 года запечатлён Антоша Юродивый из Иркутской губернии, один из тех, к кому относились с глубоким почтением. Исторические источники и церковные предания рассказывают о десятках юродивых, впоследствии причисленных к лику святых.
В русской православной традиции существовало особое отношение к юродивым — людям, которые, как считалось, сознательно отказывались от земных благ и привычных норм поведения ради служения Богу. Многим казалось, что Господь наделяет таких людей способностью видеть суть человеческих поступков и предсказывать грядущие события. Их слова могли восприниматься как пророчество, а жизненный путь рассматривался как пример истинного христианского смирения.
Одним из тех, чья судьба сохранилась в памяти народа, является Антоша Юродивый из Иркутской губернии. Его фотография, сделанная приблизительно в 1900 году неизвестным автором, дошла до наших дней и стала редким свидетельством эпохи. На снимке изображён человек в простейшей одежде, с открытым устремлённым взглядом, в котором современники видели не безумие, а уверенность в высшей правде. Подобные изображения ценны тем, что иллюстрируют отношение российского общества к юродивым на рубеже XIX–XX веков.
Традиция юродства уходит корнями в глубокую древность и восходит к библейским пророкам. В Священном Писании упоминаются люди, чьи поступки казались окружающим странными, но несли скрытый духовный смысл. Например, пророк Иезекииль, о котором известно, что он вкушал хлеб, приготовленный на коровьем навозе — действие, символизировавшее тяжкие испытания и скорби народа. Подобные эпизоды рассматриваются богословами как прообраз будущей традиции юродства.
В России юродивые пользовались особым расположением и уважением. Их пустыннический образ жизни, отказ от имущества, а порой и от одежды, воспринимались как итог полного смирения перед Божьей волей. Некоторые из них становились настолько знаменитыми, что их принимали при царском дворе, прислушивались к их словам и советам. По данным церковных источников, более 35 юродивых были причислены к лику святых, а память о них до сих пор почитается верующими.
Среди известных юродивых XVIII–XIX веков особенно выделяли Митю Козельского, которого в Санкт-Петербурге знали под прозвищами Митя Коляба или Митя Гугнивый. Он был любимцем горожан и дворян, а по рассказам современников, мог говорить правду о людях, словно видя их души насквозь. Таких людей нередко считали живыми напоминаниями о христианских заповедях.
К юродивым относились не как к сумасшедшим, а как к людям, которым дан дар особого служения — не случайно их называли «божьими». Они становились частью духовной жизни городов и сел, их слова и поступки обсуждались, им приписывали чудеса и пророчества. Несмотря на внешнюю странность, юродивые веками оставались значимой частью религиозной и культурной традиции России.




