Дебреценская операция 3 октября 1944 года: конница Плиева и наступление 2-го Украинского фронта




3 октября 1944 года началась Дебреценская операция. Конно-механизированная группа Плиева ударила по немецко-венгерским войскам, обеспечивая продвижение 2-го Украинского фронта и открывая путь в Венгрию.
3 октября 1944 года началась одна из ключевых операций 2-го Украинского фронта в Венгрии — Дебреценская наступательная операция, в которой решающую роль сыграла конно-механизированная группа генерала Плиева. Подготовка к наступлению проходила в условиях напряжённого ожидания: каждый командир и солдат понимали, что успех операции откроет путь в глубокий тыл противника, а от действий советских войск зависела судьба Трансильванской группы армий противника.
Накануне наступления генерал Плиев побывал во всех подчинённых ему частях и соединениях. Конно-механизированная группа напоминала сжатую пружину, готовую в нужный момент развернуться с огромной силой. Состав группы включал 4-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса, 7-й гвардейский механизированный корпус, действовавшие в первом эшелоне вместе с 6-й гвардейской танковой армией. Основной задачей было нанести удар в северном направлении, в обход города Дебрецен с запада, и форсировать реку Тисса, развивая наступление в направлении на Будапешт.
На момент операции советские войска уже вышли к границам Чехословакии, Венгрии и Югославии. Линия фронта проходила через хребты Лесистых Карпат, затем по западным скатам Семиградских Карпат, огибая Северную Трансильванию по линии Регин — Тыргу — Муреш — Дьюла. Таким образом, фронт образовал клин, разъединяющий группу армий «Юг» с группой армий «Ф» и оперативной группой «Сербия», что позволяло Красной Армии контролировать стратегически важные коммуникации противника. Левое крыло фронта наступало на Сегед, с целью выйти на реку Тисса от Сольнок до устья.
Гитлеровское командование, стремясь удержать Венгрию как союзника, сосредоточило на этом направлении двадцать две дивизии и пять бригад. Кроме того, в Венгрии и Восточной Австрии находились крупные немецкие военные заводы и два основных источника нефти: Надьканижа и Вена. Нацисты понимали стратегическое значение венгерской территории и стремились всеми силами предотвратить продвижение советских войск. Для обороны были построены мощные рубежи по рекам Тисса и Дунай, а также по линии Будапешт — озеро Балатон — Барч, включая минные поля, проволочные заграждения, укреплённые узлы сопротивления.
В районе Орадя противник держал всего две пехотные венгерские дивизии, так как основное внимание уделялось прикрытию будапештского направления. Между тем города Орадя, Дебрецен, Ньиредьхаза представляли собой крупные транспортные узлы, через которые проходили все коммуникации войск противника в Трансильвании и Карпатах. Контроль над этими городами открывал возможность нанесения удара в тыл немецким и венгерским войскам, что и стало ключевой целью Дебреценской операции.
3 октября 1944 года генерал Плиев получил приказ командующего фронтом маршала Малиновского нанести удар из-за правого фланга 53-й армии в направлении на Бекеш, Сегхалом и Пюшпекладань. К исходу 8 октября конно-механизированная группа должна была овладеть рубежом Хайдусобосло, Карцаг и выдвинуть передовые отряды на реку Тисса. Для прикрытия наступления использовалась истребительная и штурмовая авиация 5-й воздушной армии генерал-полковника С. К. Горюнова, которая наносила удары по укреплённым позициям противника и обеспечивала подавление огневых точек.
Полоса наступления группы Плиева представляла собой сложную систему инженерных сооружений. Первая линия обороны состояла из траншей, окопов, минных полей и проволочных заграждений. Мосты, дороги и населённые пункты также были заминированы. Вторая линия обороны опиралась на канал Береттьо и находилась на расстоянии 6–10 километров от первой линии, представляя собой так называемый «крепкий орешек». Населённые пункты Шаркад, Дьюла, Бекешчаба, Кереш-Тарча, Сегхалом и другие превращены в мощные узлы сопротивления с артиллерийскими и пулемётными точками, а также инженерными заграждениями.
Тактическая подготовка включала детальную разведку, согласование действий с авиацией и танковыми подразделениями, а также координацию взаимодействия с соседними частями фронта. Конно-механизированная группа должна была действовать стремительно, используя мобильность кавалерийских и механизированных соединений для обхода узлов сопротивления, захвата ключевых транспортных узлов и выхода в тыл противника.
Дебреценская операция стала примером комплексного взаимодействия различных родов войск: кавалерии, механизированных и танковых соединений, артиллерии и авиации. Её успех зависел от слаженности действий, скорости наступления и точности разведданных. Операция открывала путь к Венгрии, позволяя Советской армии не только освободить территории, но и обезопасить стратегические коммуникации, ударив в сердце союзной Германии инфраструктуры и военные ресурсы.