Александр Ширвиндт: жизнь, театр и кино, культовые роли и режиссёрская деятельность




Александр Ширвиндт — выдающийся советский и российский актёр театра и кино. Его яркие эпизоды на экране, блестящие театральные роли и режиссёрские работы сделали его легендой отечественного искусства.
Содержание статьи:
Александр Ширвиндт: жизнь, театр и кино
Александр Анатольевич Ширвиндт редко исполнял главные роли в кино, однако каждый его выход на экран добавлял фильму особую выразительность. Он оставил о себе память как харизматичный актёр с неповторимым стилем, умением создавать яркие и запоминающиеся образы, даже в небольших ролях.
Ранние годы и семья
Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец, Анатолий Густавович, был скрипачом оркестра Большого театра и преподавателем музыки, а мать, Раиса Самойловна, работала редактором в Московской филармонии. Дом Ширвиндтов был наполнен музыкой и творчеством: здесь часто собирались известные исполнители и деятели искусства, такие как Рина Зеленая и Леонид Утёсов. Это творческое окружение вдохновляло юного Александра и заложило в нём тягу к искусству.
С раннего возраста он проявлял интерес к театру и кино, занимался музыкой и танцами, что стало прочной основой для будущей актёрской карьеры.
Театральное образование и первые роли
В 1956 году Александр Ширвиндт окончил Театральное училище имени Бориса Щукина и вступил в труппу Театра-студии киноактёра. Одновременно начал сниматься на киностудии Мосфильм. Его первой киноролью стала небольшая роль в мелодраматической комедии с Георгием Вициным «Она вас любит».
Позже Ширвиндт продолжил карьеру в театре, став одним из ведущих актёров Театра имени Ленинского комсомола. Здесь он сыграл в таких постановках, как «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья» и «О Лермонтове». Знаковыми стали его роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере» и Гудериана в спектакле «Каждому своё». Эти работы заложили фундамент для его успешной театральной карьеры.
Кино и телевизионные роли
На экране Ширвиндт выделялся лёгкостью, харизмой и способностью запоминаться зрителям даже в эпизодических ролях. Среди заметных кинопроектов — Вадим "Станиславский" в «Приходите завтра» (1962), Феликс "Топтыгин" в «Ещё раз про любовь» (1968), Юзеф в телефильме «Майор Вихрь» (1967).
Ширвиндт стал широко известен после роли Павлика, друга Жени Лукашина, в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Позже он сотрудничал с Рязановым в таких картинах, как «Вокзал для двоих» (1982) и «Забытая мелодия для флейты» (1987).
Особенной популярностью пользовалась комедия «Трое в лодке, не считая собаки», где он играл вместе с Михаилом Державиным и Андреем Мироновым, показывая потрясающий дуэт актёрского мастерства и комедийного таланта.
Театр на Малой Бронной и Московский театр сатиры
Со временем Александр перешёл в Московский драматический театр на Малой Бронной, сотрудничал с режиссёром Анатолием Эфросом, участвовал в постановках «Ромео и Джульетта» и «Счастливые дни несчастного человека».
В марте 1970 года его пригласили работать в Московский академический театр сатиры, где Ширвиндт сыграл ряд блестящих ролей. Среди них граф Альмавива в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» Валентина Плучека, «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца» и «Ревизор».
Режиссёрская работа и книги
Помимо актёрской деятельности, Александр пробовал себя в режиссуре. Сначала сотрудничал с Мироновым и Захаровым, затем работал самостоятельно. На его счету более 20 постановок, включая «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Недоросль» и другие.
Ширвиндт также известен как автор книг, преимущественно мемуаров. В них он делится воспоминаниями о расцвете отечественного театра и кино, а также своими меткими афоризмами. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Театр — это террариум единомышленников».
Философия жизни
Александр Ширвиндт считал счастье сложным и относительным понятием:
«Я не понимаю слова „счастье“. Довольство — это не счастье. Счастье — это всё-таки какой-то атрибут глупости. Человек, который более или менее что-то думает и переживает, счастлив не бывает. Он бывает доволен, ему кажется, что он счастлив. Тут начинают подключаться другие органы чувств типа мозга и т.п. И счастье тут же рушится… Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств».
Ширвиндт оставил после себя богатое наследие, сочетание театрального и кинематографического мастерства, а также мудрость и искренность, которая делает его имя незабываемым для поклонников русского искусства.