Личный кабинетЛичный кабинет

16+
...
13 oCпасмурно

04 октября

00:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер восточный, 5.51 м/с
03:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер восточный, 4 м/с
06:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер восточный, 4.8 м/с
09:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер восточный, 4.78 м/с
12:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер юго-восточный, 5.74 м/с
15:00
.
Температура: 17 ... 17°C
Ветер юго-восточный, 4.56 м/с
18:00
.
Температура: 18 ... 18°C
Ветер южный, 6.94 м/с
21:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер южный, 4.17 м/с

05 октября

00:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер южный, 4.76 м/с
03:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер южный, 4.04 м/с
06:00
.
Температура: 9 ... 9°C
Ветер юго-восточный, 3.01 м/с
09:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер южный, 4.47 м/с
12:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер западный, 2.6 м/с
15:00
.
Температура: 18 ... 18°C
Ветер северо-западный, 3.54 м/с
18:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северный, 3.69 м/с
21:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северо-западный, 2.85 м/с

06 октября

00:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северо-западный, 2.65 м/с
03:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северо-западный, 3.66 м/с
06:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер северный, 0.86 м/с
09:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 2.93 м/с
12:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер северный, 2.98 м/с
15:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северный, 2.17 м/с
18:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северный, 2.28 м/с
21:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 2.03 м/с

07 октября

00:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 2.26 м/с
03:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 2.92 м/с
06:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер северный, 3.05 м/с
09:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 3.38 м/с
12:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северный, 3.77 м/с
15:00
.
Температура: 17 ... 17°C
Ветер северный, 4.32 м/с
18:00
.
Температура: 16 ... 16°C
Ветер северный, 3.99 м/с
21:00
.
Температура: 14 ... 14°C
Ветер северный, 5.74 м/с

08 октября

00:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северный, 5.24 м/с
03:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер северный, 4.99 м/с
06:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер северный, 4.48 м/с
09:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер северный, 4.99 м/с
12:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северный, 5.85 м/с
15:00
.
Температура: 16 ... 16°C
Ветер северный, 5.62 м/с
18:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северный, 5.29 м/с
21:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северный, 4.23 м/с
юань -0.06 cny доллар -0.49 usd евро -0.3 euro
wishlist 0 Список избранного
В Приднестровье введён временный режим экономии газа, бытовые нужды остаются без изменений
Тирасполь

редакция

+ 373 (778) 7-999-4

Двухместный Ил‑2: история создания, модификации и тактическое значение

date сегодня в 19:36
Просмотров 8
Отзывов 0
user
Двухместный Ил‑2: история создания, модификации и тактическое значение

3 октября 1942 года официально начались испытания и серийная переделка Ил‑2 в двухместный вариант. Простая, но оперативная модернизация добавила стрелковое место в багажном отсеке, частично повысив живучесть штурмовика. Новая конфигурация имела плюсы и значительные ограничения по бронезащите и боезапасу.

 

 

 

 

3 октября 1942 года главным инженером ВВС Красной Армии А. И. Репиным был утверждён акт о государственных испытаниях двухместного варианта штурмовика Ил‑2. Эта дата ознаменовала формальный старт серийной трансформации «летающего танка» — самолёта, который уже доказал свою эффективность в штурмовой авиации, но нуждался в повышенной защите от атак с тыла и улучшении взаимодействия экипажа.

Идея двухместного Ил‑2 родилась ещё летом 1942 года как практическое решение экстренной проблемы: одноместный штурмовик был уязвим с хвоста перед атаками истребителей, а имеющиеся средства ПВО и прикрытия не всегда могли обеспечить безопасность при низкоуровневых штурмовках. Двумя активными пропагандистами простейшей переделки стали офицеры 6-й воздушной армии — подполковник И. В. Дельнов (командир 243‑го штурмового легкобомбардировочного дивизиона) и главный инженер армии В. И. Кобликов. Их концепция была предельно прагматичной: вместо сложной и длительной доработки поставить стрелковое место в освободившемся ранее багажном отсеке, использовать там пулемёт ШКАС калибра 7,62 мм и таким образом получить хоть какую‑то защиту от атак с хвоста.

Подобные кустарные переделки уже практиковались на передовых аэродромах — есть свидетельства, что первые двухместные «Илы», переделанные в полевых мастерских, появились ещё в начале 1942 года. Именно этот опыт вдохновил летчиков 243 ШАД и дал импульс к официальной проработке вопроса. В начале сентября 1942 года один из переделанных самолётов был представлен на центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве и осмотрен рядом специалистов — от заместителя начальника ВВС Красной Армии по инженерной части Л. К. Рекина до А. С. Яковлева и конструктора Ильюшина. Отзывы были положительны: командование признало целесообразность дооснащения Ил‑2 стрелковым местом и поручило ОКБ Ильюшина разработать более совершенный вариант задней кабины.

Конструкторское бюро Ильюшина оперативно подготовило прототип двухместного Ил‑2, и вскоре в ту же осень 1942 года прототип прошёл облёт. В сравнении с одноместной машиной модификация выглядела относительно скромно: за оконечностью топливного бака №3 организовали примитивную кабину стрелка с частично застеклённым, но небронированным фонарём, соединённым с фонарём пилота. Стрелок располагался в нише фюзеляжа без полноценной бронезащиты корпуса — для его ног устанавливали бронеплиту толщиной всего 6 мм, которая защищала лишь нижнюю часть. Такая конструкция дала хоть какую‑то возможность вести огонь по атакующим сзади, но оставалась далёкой от идеала по защитным характеристикам.

В боевой практике было ясно, что задний пулемёт необходим: он мог снизить эффективность атаки истребителей и дать пилоту шанс вернуться на свой аэродром. В качестве «стрельной силы» изначально предполагался 12,7‑мм пулемёт УБ‑Т с боезапасом 200 патронов. Однако значительный вес вооружения и патронов (около 100 кг боезапас и 21,5 кг сам пулемёт) негативно сказывался на лётных качествах Ил‑2: ухудшалась манёвренность и скороподъёмность. В результате практики боевых вылетов запас патронов уменьшили до 150 штук, что давало примерно 8–9 секунд огня при скорострельности около 1050 выстр./мин — то есть 2–3 очереди по атакующим целям. Это иллюстрирует компромисс между огневой мощью и летно‑тактическими возможностями машины.

Кроме установки стрелкового места, в конструкцию были внесены и другие изменения по сравнению с одноместным вариантом: переработали топливную систему, что в перспективе позволило сократить время заправки с 25 до 8 минут (по некоторым данным это обновление введено позднее и касалось уже серийного производства). Также в серийных выпусках в середине 1943 года изменили систему бронирования: на месте задней бронеплиты появилась наклонная плита с вертикальным верхом, которая лучше отделяла стрелка от бака, но сама кабина стрелка по‑прежнему оставалась минимально защищённой.

Технологическая и организационная работа по оснащению Ил‑2 местом для стрелка развернулась быстро: техническая документация была разослана в ремонтные службы воздушных армий, где с октября 1942 года начались работы по модернизации машин по заводской документации или по подобным решениям. Таким образом, серийное производство первых двухместных Ил‑2 стартовало уже в октябре 1942 года — в условиях фронтовых потребностей и под постоянным давлением оперативной необходимости.

Тактический смысл и боевое применение

Двухместный Ил‑2 стал компромиссным ответом на проблему уязвимости штурмовика. В штурмовой авиации основной задачей было уничтожение бронетехники, артиллерии, эшелонов и огневых точек — манёвр редко был на первом месте, так как штурмовка обычно велась на предельно малых высотах. Но одноместная конфигурация оставляла штурмовики открытыми для атак сзади; наличие стрелка снижало риск потери самолёта при выходе из атаки и увеличивало шансы на возвращение экипажа на базу.

На практике двухместный Ил‑2 показал свою ценность, но и свои ограничения. Ограниченная бронезащита задней кабины и небольшой боекомплект заднего пулемёта не могли полностью нейтрализовать современные истребительные угрозы, особенно при массированных атаках. Тем не менее, даже частичная защита и возможность ответного огня делали машины более живучими в определённых тактических сценариях, особенно при сопровождении полевой истребительной авиацией была высокая эффективность единиц.

Организационные и эксплуатационные итоги

Быстрая рассылка документации и освоение модернизации в ремонтных подразделениях способствовали массовому переходу части Ил‑2 на двухместную схему. Это, в свою очередь, требовало логистики: поставки пулемётов, патронов, фонарей, изменение обычных инструкций по обслуживанию и взаимодействию экипажа. Возникли новые требования к обучению стрелков и к отработке тактики взаимодействия пилота и стрелка в боевых условиях — от радиообмена (где он был) до синхронизации манёвров при атаке и уклонении.

Наследие и оценка

Двухместный Ил‑2 — важная страница в эволюции советской штурмовой авиации. Это пример быстрой технологической адаптации в условиях войны, где простые и не всегда совершенные решения могли спасти самолёты и жизнь экипажей. Несмотря на компромиссы в бронезащите и боезапасе, модификация повысила шансы на выживание и вернулась в схемы стандартной тактики некоторых штурмовых соединений.

Со временем, по мере развития авиационной техники и тактических приёмов, роль подобных промежуточных решений уменьшалась, но опыт, полученный при доработке Ил‑2, стал ценным вкладом в развитие послевоенной штурмовой и штурмово‑истребительной мысли, а также в методы оперативного совершенствования серийной техники под фронтовые требования.

commentОтзывы

Список избранногоСписок избранного