Мачадо призвала к эскалации — что сказал лауреат Нобелевской премии
Лауреат Нобелевской премии мира Мария Корина Мачадо в интервью Bloomberg заявила, что эскалация со стороны США — вплоть до ударов по целям, связанным с режимом Мадуро — может быть «единственным» способом свержения венесуэльского лидера. Высказывания вызвали сильные споры и сомнения в их соответствии международному праву и принципам мирного перехода
Мария Корина Мачадо, ставшая в 2025 году лауреатом Нобелевской премии мира за борьбу за демократию в Венесуэле, в недавнем интервью Bloomberg заявила, что дальнейшая эскалация со стороны США — вплоть до военных ударов по объектам, которые Вашингтон считает связанными с режимом Мадуро — может быть «единственным» способом освободить страну от нынешнего правления. Эти слова быстро породили активную реакцию в медиапространстве и среди международных аналитиков.
Сама Мачадо позиционирует себя как долгосрочный лидер оппозиции, многократно критикующий руководство Каракаса за репрессии, фальсификации выборов и экономическое разрушение государственных институтов. В интервью она объясняет, что после многолетних попыток мирного давления и международной дипломатии многие в оппозиции утратили веру в постепенные механизмы смены власти и рассматривают более жёсткие меры как «последнюю возможность». Такое высказывание отражает отчаяние и крайнюю степень политического напряжения в Венесуэле, но одновременно поднимает вопросы о легальности и гуманитарных последствиях силового вмешательства.
Реакция международного сообщества и экспертов была быстрой и разнонаправленной. Противники любых ударных операций указывают на риск масштабного гуманитарного кризиса, эскалации региональной нестабильности и нарушения норм международного права, включая суверенитет государства и запрет на агрессию. Сторонники более «жёсткой» линии, напротив, убеждены, что без реального давления режим не сможет быть вынужден к уступкам и передаче власти. В этом расколе виден ключевой дилемм — оправданность эффективных, но потенциально разрушительных мер против тяжёлых правонарушений власти.
Юридически и политически решение о военных операциях принимает государство-актер (в данном случае США) в соответствии с собственными процедурами и международно-правовыми ограничениями. Любая прямая военная акция против суверенного государства без мандата Совета Безопасности ООН или чёткой самообороны вызывает серьёзные вопросы с точки зрения права и дипломатии. Наконец, опыт рядом стоящих кризисов показывает: военная эскалация редко обеспечивает быстрый и стабильный переход к демократии без продуманной послевоенной стратегии и широкого международного участия.
Политические последствия для самой Мачадо также неоднозначны. Награда Нобелевского комитета укрепила её международный профиль и дала дополнительную платформу для призывов в поддержку демократии, однако призывы к внешнему применению силы способны как мобилизовать сторонников, так и оттолкнуть нейтральные и умеренные слои общества, обеспокоенные перспективой кровопролития. Вопрос о том, является ли военная эскалация допустимым инструментом в борьбе с авторитаризмом, остаётся предметом горячих этических и стратегических дебатов.
В итоге высказывания Мачадо вновь возвращают на повестку тему: какие средства допустимы при борьбе за демократию и как международное сообщество должно реагировать на системные нарушения прав человека. Ответ на этот вопрос требует взвешивания правовых норм, гуманитарных рисков и политической эффективности — и, вероятно, не имеет простого однозначного решения.






