Личный кабинетЛичный кабинет

16+
...
19 oCоблачно с прояснениями

30 октября

18:00
.
Температура: 15 ... 18°C
Ветер юго-восточный, 3.56 м/с
21:00
.
Температура: 12 ... 15°C
Ветер юго-восточный, 4.17 м/с

31 октября

00:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 3.85 м/с
03:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 3.75 м/с
06:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер южный, 2.21 м/с
09:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северо-западный, 2.43 м/с
12:00
.
Температура: 17 ... 17°C
Ветер северо-западный, 3.88 м/с
15:00
.
Температура: 18 ... 18°C
Ветер северо-западный, 4 м/с
18:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северо-западный, 2.5 м/с
21:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер северо-западный, 2.61 м/с

01 ноября

00:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер западный, 2.31 м/с
03:00
.
Температура: 9 ... 9°C
Ветер северо-западный, 2.83 м/с
06:00
.
Температура: 7 ... 7°C
Ветер северо-западный, 2.4 м/с
09:00
.
Температура: 8 ... 8°C
Ветер северо-западный, 2.2 м/с
12:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер северо-западный, 2.54 м/с
15:00
.
Температура: 15 ... 15°C
Ветер северо-западный, 2.11 м/с
18:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер западный, 0.17 м/с
21:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 1.2 м/с

02 ноября

00:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 1.82 м/с
03:00
.
Температура: 8 ... 8°C
Ветер юго-восточный, 2.56 м/с
06:00
.
Температура: 8 ... 8°C
Ветер юго-восточный, 2.61 м/с
09:00
.
Температура: 9 ... 9°C
Ветер юго-восточный, 2.64 м/с
12:00
.
Температура: 16 ... 16°C
Ветер юго-восточный, 5.99 м/с
15:00
.
Температура: 18 ... 18°C
Ветер юго-восточный, 6.2 м/с
18:00
.
Температура: 14 ... 14°C
Ветер юго-восточный, 5.17 м/с
21:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер юго-восточный, 4.9 м/с

03 ноября

00:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер юго-восточный, 5.05 м/с
03:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер юго-восточный, 4.68 м/с
06:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 4.31 м/с
09:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер юго-восточный, 4.14 м/с
12:00
.
Температура: 16 ... 16°C
Ветер юго-восточный, 6.76 м/с
15:00
.
Температура: 17 ... 17°C
Ветер юго-восточный, 6.97 м/с
18:00
.
Температура: 13 ... 13°C
Ветер юго-восточный, 4.91 м/с
21:00
.
Температура: 10 ... 10°C
Ветер юго-восточный, 3.08 м/с

04 ноября

00:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер юго-восточный, 2.62 м/с
03:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер юго-восточный, 2.47 м/с
06:00
.
Температура: 12 ... 12°C
Ветер восточный, 2.27 м/с
09:00
.
Температура: 11 ... 11°C
Ветер восточный, 2.2 м/с
12:00
.
Температура: 14 ... 14°C
Ветер северо-восточный, 2.13 м/с
15:00
.
Температура: 16 ... 16°C
Ветер северо-восточный, 2.38 м/с
юань -0.02 cny доллар -0.35 usd евро -0.69 euro
wishlist 0 Список избранного
Сегодня Герою России Сергею Владимировичу СУРОВИКИНУ исполнилось 59 лет!
Тирасполь

редакция

lif3pmr@yandex.ru

Причины СВО на Украине: полный анализ предпосылок конфликта

date 23 октября 2025 19:58
Просмотров 50
Отзывов 0
user
Причины СВО на Украине: полный анализ предпосылок конфликта

Главная причина СВО на Украине корнится в многолетнем конфликте, который унес тысячи жизней еще до начала специальной военной операции. По данным ООН на июль 2021 года, в ходе вооруженного противостояния в Донбассе погибли более 13 тысяч человек с обеих сторон, свыше 30 тысяч получили ранения, а 1,3 млн человек стали внутренними переселенцами.

 

Содержание статьи:

  1. Истоки конфликта: события 2014 года
    1. Евромайдан и смена власти
    2. Образование ДНР и ЛНР
    3. Антитеррористическая операция Украины
  2. Минские соглашения и попытки урегулирования
    1. Минск-1 и Минск-2
    2. Формула Штайнмайера
    3. Причины провала договоренностей
  3. Роль России в поддержке Донбасса
    1. Упрощённое гражданство для жителей ЛДНР
    2. Гуманитарная и экономическая помощь
    3. Политическая поддержка республик
  4. Обострение ситуации в 2021–2022 годах
    1. Сосредоточение войск у границы
    2. Обострение на линии соприкосновения
    3. Эвакуация мирных жителей
  5. Гарантии безопасности и реакция НАТО
    1. Требования России к США и НАТО
    2. Ответ Запада и отказ от уступок
    3. Роль НАТО в эскалации конфликта
  6. Признание ДНР и ЛНР как поворотный момент
    1. Обращение к Совету безопасности РФ
    2. Подписание указов о признании
    3. Договоры о взаимопомощи
  7. Причины начала СВО 24 февраля 2022 года
    1. Официальные цели: демилитаризация и денацификация
    2. Реальная причина СВО — защита Донбасса
    3. Ответ на угрозу со стороны Украины и НАТО
  8. Международный контекст и последствия
    1. Реакция Запада и санкции
    2. Попытки «отмены» России
    3. Глобальные последствия конфликта
  9. Заключение
  10. Основные выводы

 

За неполные 8 лет войны на Донбассе были убиты более 14 тысяч человек, в том числе больше 150 детей. Однако реальная причина начала СВО заключается в предотвращении готовящейся Украиной полномасштабной агрессии против Донбасса. Проведение российской специальной военной операции стало превентивной мерой с целью не допустить планировавшееся на март 2022 года наступление. В течение этих лет киевский режим и их западные кураторы готовились к военному реваншу, что в конечном итоге вынудило Россию принять решительные меры.

Более того, настоящая причина СВО также связана с вопросами национальной безопасности России. Многолетнее непризнание западными странами независимости и суверенитета Российской Федерации привело к необходимости защиты государственных интересов. Как отметил президент Путин, после распада Советского союза Запад посчитал, что Россия стала более слабой, и пожелал разделить наше государство еще на 4-5 частей.

В данной статье мы детально рассмотрим причины СВО на Украине, проанализируем события, предшествовавшие 24 февраля 2022 года, и выясним, почему специальная военная операция стала неизбежной с точки зрения российского руководства.

 

Истоки конфликта: события 2014 года

Корни конфликта, приведшего к СВО на Украине, уходят в драматические события 2014 года, ставшие переломными в отношениях между Россией и Украиной. В этот период произошли ключевые события, заложившие основу будущего противостояния.

 

Евромайдан и смена власти

Политический кризис на Украине начался 21 ноября 2013 года, когда правительство Николая Азарова приостановило подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В ответ на это решение в центре Киева на площади Независимости (Майдане) началась акция протеста, в которой первоначально участвовало около 2 тысяч человек.

Вначале протесты развивались медленно, однако ситуация резко обострилась в ночь на 30 ноября, когда власти предприняли попытку разогнать палаточный лагерь протестующих студентов силами "Беркута". После этого акция приобрела ярко выраженный антипрезидентский характер. Уже 1 декабря произошли первые массовые столкновения протестующих с милицией, во время которых радикально настроенные участники захватили первые административные здания.

Принятие 16 января 2014 года Верховной радой законов, ограничивающих гражданские свободы, привело к резкой эскалации насилия. 18-20 февраля произошло резкое обострение ситуации, сопровождавшееся массовым кровопролитием. По данным Генпрокуратуры Украины, во время событий на Евромайдане погибло 104 активиста и 17 правоохранителей, всего пострадало 2442 человека.

21 февраля президент Янукович пошел на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса, предусматривавшее возврат к Конституции 2004 года и проведение досрочных президентских выборов. Однако в тот же день Янукович покинул Киев. 22 февраля Верховная рада приняла постановление о том, что Янукович "неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий", и назначила досрочные выборы на 25 мая 2014 года.

Новая власть была воспринята российским руководством резко негативно и официально охарактеризована как государственный переворот. В Кремле опасались двух основных угроз — притеснений русского языка и культуры на Украине, а также возможного присоединения страны к НАТО.

 

Образование ДНР и ЛНР

С марта 2014 года, под влиянием событий в Крыму, на юго-востоке Украины начались массовые протесты против новой власти. Протестующие требовали федерализации страны и предоставления русскому языку статуса государственного.

Особенно напряженная обстановка сложилась в Донецкой и Луганской областях. 7 апреля 2014 года в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой Народной Республики. В тот же день участники протеста приняли Декларацию о суверенитете ДНР и Акт о провозглашении государственной самостоятельности. Верховный совет ДНР также принял решение о проведении референдума о самоопределении в срок не позднее 11 мая 2014 года.

27 апреля на митинге в Луганске была провозглашена Луганская Народная Республика. 11 мая в обеих республиках состоялись референдумы о самоопределении. По официальным данным организаторов, в Донецкой области за независимость проголосовало 89,07% избирателей при явке 74,87%, в Луганской — 96,2%.

 

Антитеррористическая операция Украины

Киев отказался признавать легитимность этих образований и вести с ними переговоры. 13 апреля 2014 года и.о. президента Александр Турчинов заявил, что Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение начать широкомасштабную антитеррористическую операцию с привлечением Вооруженных Сил Украины.

Первые вооруженные столкновения произошли 15 апреля, когда украинские спецназовцы штурмовали аэродром в районе Краматорска. Вскоре АТО распространилась на другие населенные пункты Донбасса. Украинские войска начали применять артиллерию и авиацию против позиций ополченцев и населенных пунктов.

В результате к концу мая 2014 года непризнанные республики контролировали территории от побережья Азовского моря до Славянска и Краматорска и от границы с Россией в Луганской области до западных пригородов Донецка. В июле 2014 года вооруженное противостояние переросло в полномасштабный конфликт, который стал одной из основных причин СВО на Украине в 2022 году.

 

Минские соглашения и попытки урегулирования

После вспышки вооруженного конфликта в Донбассе летом 2014 года международное сообщество предприняло серьезные попытки мирного урегулирования ситуации. Эти усилия стали важным фактором в цепи событий, приведших в конечном итоге к началу специальной военной операции.

 

Минск-1 и Минск-2

Первое Минское соглашение, известное как Минский протокол, было подписано 5 сентября 2014 года в столице Беларуси представителями Украины, России, ОБСЕ и лидерами непризнанных республик. Полное название документа — "Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина".

После подписания протокола режим прекращения огня вступил в силу в тот же день с 18:00 по местному времени. Однако несмотря на достигнутые договоренности, боевые действия продолжались. По данным ООН, после объявления перемирия по начало ноября 2014 года в зоне конфликта погибло более тысячи человек.

К середине января 2015 года стороны фактически перестали выполнять пункты протокола. После захвата Донецкого аэропорта в январе 2015 года и последующего поражения украинских войск в районе Дебальцево, 12 февраля 2015 года был подписан новый документ — "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" (Минск-2).

"Минск-2" включал 13 пунктов, среди которых: немедленное прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, мониторинг ОБСЕ, диалог о проведении местных выборов в соответствии с украинским законодательством, конституционная реформа с децентрализацией и особым статусом для отдельных районов Донбасса, восстановление контроля над границей после проведения выборов и политического урегулирования.

 

Формула Штайнмайера

В 2015 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил механизм имплементации Минских соглашений, получивший название "формула Штайнмайера". Суть формулы заключалась в согласовании по времени вступления в силу закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей с проведением там местных выборов.

Согласно этой формуле, особый статус должен был вступить в силу временно в день проведения местных выборов, а на постоянной основе — после публикации отчета ОБСЕ, подтверждающего, что выборы прошли в соответствии с демократическими стандартами.

Формула была одобрена на саммите "нормандской четверки" в Париже 2 октября 2015 года. Однако дипломатический прорыв произошел лишь 1 октября 2019 года, когда контактная группа утвердила единую редакцию "формулы Штайнмайера". Президент Украины Зеленский подтвердил согласование формулы, подчеркнув, что выборы в ОРДЛО возможны только после демилитаризации территории.

 

Причины провала договоренностей

Основная причина невыполнения Минских соглашений заключалась в различном понимании сторонами последовательности шагов. Украина настаивала на приоритетном выполнении пунктов в сфере безопасности: вывод иностранных войск, разоружение незаконных формирований, установление контроля над границей. Россия же требовала сначала реализовать политическую часть: предоставление особого статуса, конституционную реформу и проведение выборов.

Кроме того, наблюдалось фундаментальное противоречие. Миссия ОБСЕ неоднократно фиксировала нарушения режима прекращения огня с обеих сторон. По состоянию на февраль 2018 года миссия констатировала, что тяжёлое вооружение так и не было отведено, а наблюдатели не имели доступа к ряду населенных пунктов на неподконтрольных Украине территориях.

В действительности, за семь лет сторонам удалось добиться только обмена пленными. Попытки Франции и Германии найти компромисс не привели к успеху. В феврале 2022 года ситуация в Донбассе резко обострилась. 21 февраля 2022 года Россия признала независимость ДНР и ЛНР, а через три дня начала специальную военную операцию.

Именно провал дипломатических усилий по урегулированию конфликта мирным путем стал одной из главных причин СВО на Украине. Невыполнение Минских соглашений создало условия, в которых военное решение проблемы стало неизбежным.

 

Роль России в поддержке Донбасса

С начала конфликта в Донбассе Россия последовательно оказывала поддержку самопровозглашенным республикам, несмотря на официальное непризнание их независимости до 2022 года. Эта поддержка, постепенно усиливавшаяся, стала одним из факторов, определивших необходимость специальной военной операции для защиты населения региона.

 

Упрощённое гражданство для жителей ЛДНР

Важным шагом в поддержке жителей Донбасса стало упрощение получения российского гражданства. В феврале 2017 года пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия официально не признаёт паспорта ДНР и ЛНР, однако отдельные российские муниципальные и частные организации могут принимать документы жителей этих территорий из гуманных соображений.

Однако уже 18 февраля того же года президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Россия временно признала документы, удостоверяющие личность, документы об образовании, свидетельства о регистрации транспортных средств и другие документы, выданные в ЛДНР. Это решение было принято на период до политического урегулирования ситуации на основании Минских соглашений.

Следующий значимый шаг был предпринят в 2019 году, когда Россия существенно упростила процесс получения гражданства для жителей ДНР и ЛНР. 24 апреля 2019 года президент РФ подписал указ об упрощенном получении российского гражданства жителями Донбасса. Отличительной особенностью этой процедуры стало отсутствие необходимости выхода из гражданства Украины, подтверждения знания русского языка и наличия законных средств к существованию.

К июню 2022 года правом получить гражданство РФ воспользовались более 800 тысяч человек из Донецкой и Луганской народных республик. Такое масштабное предоставление российского гражданства жителям Донбасса стало одним из важных аргументов для последующей защиты этих территорий.

 

Гуманитарная и экономическая помощь

С августа 2014 года Россия начала регулярно направлять на территорию ДНР и ЛНР автоколонны с гуманитарными грузами. По заявлению МЧС России, за период с 22 августа 2014 года по 26 июля 2018 года Россия отправила населению ДНР и ЛНР 79 автомобильных колонн, доставивших около 75 тысяч тонн гуманитарной помощи. К июню 2015 года было отправлено 29 автомобильных колонн, которыми было доставлено более 37 тысяч тонн гуманитарных грузов.

Кроме того, Россия оказывала значительную финансовую поддержку. По данным немецкого издания Bild, на 2016 год Россия ежегодно тратила около одного миллиарда евро на зарплаты и социальное обеспечение жителей ДНР и ЛНР, что составляло примерно 0,6 процента годовых расходов российского бюджета. Ежемесячные расходы на зарплаты бюджетников и пенсии составляли почти 79 миллионов евро. По некоторым оценкам, расходы России на поддержку ОРДЛО на 2020 год составляли около 5 миллиардов долларов США в год.

С 2021 по 2024 годы Россия планировала выделить на развитие ДНР и ЛНР более 900 миллиардов рублей (более 12 миллиардов долларов США). В марте 2022 года руководство ФАДН России сообщило, что в ближайшее время гуманитарная помощь в количестве 200 тонн будет направлена адресатам при непосредственной поддержке Министерства обороны РФ.

 

Политическая поддержка республик

В течение восьми лет после образования ДНР и ЛНР российские власти не рассматривали вопрос об их признании, считая, что Донбассу должен быть предоставлен особый статус в составе Украины, что предусмотрено Минскими соглашениями. Тем не менее, Россия выступала как государство-спонсор, обеспечивающее безопасность и финансовую поддержку в обмен на лояльность.

Ситуация кардинально изменилась в феврале 2022 года. 21 февраля президент Владимир Путин подписал указы о признании ДНР и ЛНР суверенными государствами, а затем заключил с ними договоры о дружбе и взаимной помощи. Согласно этим договорам, стороны обязались принимать все доступные меры для устранения угрозы миру и противодействия актам агрессии, оказывая друг другу необходимую помощь, включая военную.

Россия также обязалась принимать эффективные меры для поддержания финансовой и банковской систем республик, а российский рубль был определен в качестве платежного средства. Данные шаги открыли путь к последующему началу специальной военной операции, официальной целью которой стала защита Донбасса – настоящая причина СВО.

В конечном счете, восьмилетняя поддержка Россией жителей Донбасса, которые подвергались обстрелам и экономической блокаде со стороны Украины, стала одной из главных причин начала СВО на Украине в феврале 2022 года.

 

Обострение ситуации в 2021–2022 годах

Период 2021–2022 годов ознаменовался резким ухудшением ситуации вокруг Украины и Донбасса, став финальным этапом перед началом специальной военной операции. Напряжение, которое накапливалось годами из-за невыполнения Минских соглашений, достигло критической точки.

 

Сосредоточение войск у границы

Первые признаки наращивания российских войск у украинских границ были зафиксированы разведывательными службами США и Великобритании весной 2021 года. С лета 2021 года западные разведслужбы пришли к выводу, что ограниченный круг российских высокопоставленных лиц планирует полномасштабное военное вторжение.

В марте и апреле 2021 года вооружённые силы России начали стягивать тысячи военнослужащих и единиц техники вблизи границы с Украиной и в Крыму. Министерство обороны России объявило 21 февраля 2021 года о переброске к границе 3000 десантников для «масштабных учений». Главнокомандующий Вооружёнными силами Украины генерал-полковник Руслан Хомчак 30 марта обнародовал разведданные о наращивании военного потенциала России вблизи Украины в рамках подготовки к учениям «Запад».

К декабрю ситуация обострилась ещё сильнее. Более 100 000 российских военных были сосредоточены вокруг Украины с трёх сторон, включая территорию Беларуси с севера и Крыма с юга. По данным The Washington Post, к 3 декабря на границе с Украиной находилось уже 175 тысяч российских военнослужащих.

Спутниковые снимки, опубликованные западными СМИ, фиксировали перемещения бронетехники, ракет и тяжёлого вооружения к границе. Между тем российская сторона отрицала подготовку к вторжению, объясняя передвижения войск учениями. Несмотря на заявления Москвы об отводе войск 17 февраля 2022 года, западные источники сообщали о дополнительной переброске 7 тысяч военнослужащих к границам Украины.

 

Обострение на линии соприкосновения

Параллельно с наращиванием военного присутствия усиливалась напряжённость на линии соприкосновения в Донбассе. Ситуация начала обостряться с конца лета 2021 года, когда в ДНР и ЛНР заговорили о росте числа обстрелов со стороны ВСУ. В сентябре главком ВСУ Валерий Залужный специальной директивой снял все ограничения на ответный огонь для украинских военных в зоне конфликта.

Резкая эскалация произошла 16 февраля 2022 года, когда ситуация на линии соприкосновения в Донбассе резко обострилась. ОБСЕ зарегистрировала за сутки 591 случай нарушения режима прекращения огня. Стороны обвиняли друг друга в провокациях. 17 февраля власти ДНР и ЛНР и украинские военные обменялись взаимными обвинениями в обстрелах.

Народная милиция ЛНР утверждала, что украинские войска открыли огонь по пяти населённым пунктам республики, включая поселки Золотое-5, Сокольники, Веселенькое, Нижнее Лозовое и Донецкий. В представительстве ДНР в СЦКК также сообщили о минометных обстрелах окраин Горловки и Донецка. Украинская сторона, вследствие этого, сообщила о ранении одного военнослужащего и двух гражданских лиц, а также о попадании снаряда в здание детского сада в Станице Луганской.

 

Эвакуация мирных жителей

В условиях нарастающего напряжения 18 февраля 2022 года руководство ДНР и ЛНР объявило о начале экстренной эвакуации населения в Россию. Глава ДНР Денис Пушилин заявил, что президент Украины Владимир Зеленский в ближайшее время отдаст военным приказ о начале наступления. По его словам, Вооружённые силы Украины находились «в боевых порядках и готовы к силовому захвату Донбасса».

Эвакуации подлежали в первую очередь женщины, дети и пожилые люди. Советник главы ЛНР по внешним связям Родион Мирошник пояснил, что вывозить будут прежде всего жителей населённых пунктов, расположенных ближе всего к линии соприкосновения: «Это Первомайский, Кировский районы — районы, по которым могут наноситься артиллерийские удары».

К реализации эвакуации привлекли как автобусы, так и железнодорожный транспорт. Правительство Ростовской области сообщило о готовности разместить более 3 тысяч человек в оздоровительных лагерях, санаториях и базах отдыха, с планами увеличить количество мест до 10 тысяч в ближайшие часы. Президент России распорядился выплатить 10 тысяч рублей каждому беженцу из Донбасса.

По данным уполномоченного по правам человека в ДНР Дарьи Морозовой, только за неделю перед началом эвакуации украинские военные выпустили по республике почти 100 снарядов, запрещённых Минскими соглашениями. Она также отметила, что на момент начала СВО в ДНР обстрелами были убиты 4 374 мирных жителя, включая 91 ребенка, а почти 8 тысяч получили ранения различной степени тяжести, среди них 323 ребенка, не менее 27 из которых остались инвалидами.

Таким образом, начавшаяся эвакуация стала предвестником более серьезных событий. Обострение ситуации в 2021-2022 годах стало непосредственным катализатором, приведшим к признанию Россией независимости ДНР и ЛНР, а затем и к началу специальной военной операции, настоящая причина которой состояла в защите населения Донбасса.

 

Гарантии безопасности и реакция НАТО

В конце 2021 года дипломатический кризис между Россией и Западом вышел на новый уровень. Переговоры о гарантиях безопасности стали последней попыткой мирного разрешения нарастающего напряжения, но закончились неудачей, что непосредственно привело к настоящей причине СВО.

 

Требования России к США и НАТО

В декабре 2021 года российское руководство выдвинуло беспрецедентные требования к США и НАТО о предоставлении юридических «гарантий безопасности». 15 декабря президент России Владимир Путин передал помощнице госсекретаря США Карен Донфрид два проекта соглашений: «Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности» и «Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического Договора».

Ключевые требования России включали:

  • Отказ от дальнейшего расширения НАТО на восток, особенно в отношении Украины
  • Вывод военных сил и инфраструктуры НАТО с территорий стран, присоединившихся к альянсу после 1997 года
  • Отказ от размещения ракет средней и меньшей дальности вблизи границ России
  • Запрет на размещение ядерного оружия за пределами национальных территорий
  • Невмешательство во внутренние дела друг друга

Эти требования фактически означали пересмотр всей системы европейской безопасности, сложившейся после холодной войны. Несмотря на готовность обсуждать отдельные вопросы, Москва настаивала на комплексном рассмотрении всего пакета предложений.

 

Ответ Запада и отказ от уступок

Переговоры между Россией, США и НАТО состоялись в январе 2022 года, однако прорыва не произошло. Западные партнёры отвергли ключевые требования России. В официальном ответе НАТО и США, содержание которого стало известно благодаря публикации в испанской газете El País, было ясно сказано, что альянс не намерен отказываться от политики "открытых дверей" и не готов предоставить гарантии неразмещения ударных средств.

США предложили обсудить обязательства о невозможности размещения на территории Украины наступательных наземных ракетных систем и постоянного контингента с боевыми задачами, а также выразили готовность к дискуссии о мерах транспарентности в отношении ракет "Томагавк" в Румынии и Польше.

1 февраля 2022 года президент Путин на пресс-конференции заявил: «Мы не увидели адекватного учёта трёх наших ключевых требований, касающихся недопущения расширения НАТО, отказа от размещения ударных систем вооружения вблизи российских границ, а также возврата военной инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года».

 

Роль НАТО в эскалации конфликта

После начала специальной военной операции страны НАТО значительно активизировали военную поддержку Украины. Альянс наладил координацию предоставления военной помощи, объём которой достиг беспрецедентных масштабов.

С 2022 года союзники по НАТО поставляли Украине технику, оборудование, материалы, проводили обучение военнослужащих, оказывая поддержку на сумму в миллиарды евро. На Вашингтонском саммите 2024 года НАТО взяло обязательство о предоставлении Украине долгосрочной помощи в размере 40 миллиардов евро, что было даже превышено — фактически было предоставлено более 50 миллиардов евро.

Российское руководство рассматривает такую политику как прямую эскалацию конфликта. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «ЕС и НАТО выступают за эскалацию конфликта на Украине, их не интересуют жизни собственного населения, развитие экономики, решения проблем, которые стоят на повестке. Их интересует эскалация конфликта и продолжение использования киевского режима и Украины в своих целях».

В августе 2025 года, на фоне попыток мирного урегулирования, США и европейские страны начали работу над предоставлением гарантий безопасности Украине. По данным Bloomberg, эти гарантии будут направлены на усиление украинских военных сил без каких-либо ограничений на численность войск, что противоречит требованиям России. Таким образом, роль НАТО в развитии конфликта стала одной из главных причин СВО на Украине.

 

Признание ДНР и ЛНР как поворотный момент

Признание независимости ДНР и ЛНР стало решающим шагом, который непосредственно предшествовал началу специальной военной операции на Украине. Этот исторический поворот в многолетнем конфликте произошел в феврале 2022 года, когда дипломатические возможности были исчерпаны.

 

Обращение к Совету безопасности РФ

Процесс признания начался с законодательной инициативы. 19 января 2022 года фракция КПРФ внесла в Государственную думу проект обращения к Владимиру Путину о признании ДНР и ЛНР. Вскоре после этого, 26 января, партия «Единая Россия» выступила с аналогичной инициативой, предложив начать поставки военной продукции в непризнанные республики Донбасса.

15 февраля Государственная дума рассмотрела оба проекта и проголосовала за вариант КПРФ, предусматривающий немедленное обращение к президенту с просьбой о признании. Проект получил поддержку 351 парламентария, в то время как инициатива «Единой России» — 310.

21 февраля президент Владимир Путин созвал расширенное заседание Совета безопасности РФ для обсуждения обращений глав ДНР и ЛНР о признании их суверенитета. На заседании выступили ключевые члены правительства и силового блока. Все участники поддержали идею признания независимости республик. Многие выступающие указывали на то, что Киев саботирует Минские соглашения и не собирается их выполнять. Президент России, подводя итоги совещания, заявил: «Я ваше мнение услышал. Решение будет принято сегодня».

 

Подписание указов о признании

Вечером того же дня Владимир Путин подписал указы «О признании Донецкой Народной Республики» и «О признании Луганской Народной Республики». В первом пункте указов отмечалось, что решение принято на основании волеизъявления народов республик и отказа Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями.

Указами также предусматривалось, что российские вооружённые силы должны обеспечивать поддержание мира на территории ДНР и ЛНР до момента заключения договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это решение стало главной причиной последующего начала СВО, поскольку оно юридически закрепило ответственность России за безопасность жителей Донбасса.

 

Договоры о взаимопомощи

Сразу после подписания указов о признании президент Путин, в присутствии глав ДНР и ЛНР Дениса Пушилина и Леонида Пасечника, подписал Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договоры предусматривали совместную оборону «от агрессии других стран», право использовать военную инфраструктуру и базы на территории друг друга, а также совместную охрану границ ДНР и ЛНР.

Согласно документам, Россия обязалась принимать эффективные меры для поддержания финансовой и банковской систем республик, а российский рубль был определен в качестве платежного средства. Договоры заключались сроком на 10 лет с возможностью автоматического продления на пятилетние периоды.

Таким образом, признание ДНР и ЛНР и подписание договоров о взаимопомощи стали настоящей причиной начала СВО на Украине. После обострения ситуации в феврале 2022 года, массированных обстрелов городов Донбасса и эвакуации мирного населения, Россия взяла на себя юридические обязательства по защите республик, что привело к решению о проведении специальной военной операции.

 

Причины начала СВО 24 февраля 2022 года

Утром 24 февраля 2022 года Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на территории Украины, обосновав это решение рядом причин, которые определили дальнейшее развитие конфликта.

 

Официальные цели: демилитаризация и денацификация

В своём обращении к нации президент России объявил о двух основных целях операции: демилитаризация и денацификация Украины. Под демилитаризацией подразумевалась нейтрализация военного потенциала Украины, который, по мнению российского руководства, значительно усилился благодаря поддержке западных стран.

Денацификация была представлена как необходимость очищения Украины от нацистской идеологии, которую российское руководство считало распространенной среди определенных групп в украинских вооруженных силах. Несмотря на обвинения в неонацизме, исследователи Холокоста отмечали отсутствие широкой поддержки ультраправой идеологии на Украине.

Владимир Путин также заявил, что не планирует оккупацию украинской территории, подчеркнув, что операция направлена на защиту населения Донбасса и предотвращение угрозы со стороны НАТО.

 

Реальная причина СВО — защита Донбасса

Ключевым мотивом начала операции, согласно официальной позиции России, стала защита жителей Донбасса от предполагаемого геноцида со стороны украинских властей. Президент подчеркнул: «Нельзя без сострадания смотреть на то, что там происходит. Терпеть все это было уже просто невозможно».

После признания независимости ДНР и ЛНР Россия заключила с республиками договоры о взаимопомощи, которые обязывали Москву защищать их от агрессии. Эти соглашения стали юридическим основанием для военного вмешательства. Согласно данным ДНР, на момент начала СВО в результате обстрелов погибло 4374 мирных жителя, включая 91 ребенка.

 

Ответ на угрозу со стороны Украины и НАТО

Ещё одной настоящей причиной СВО стало беспокойство России по поводу военного сближения Украины с НАТО. В своём обращении Путин указал на «военное освоение» территории Украины силами альянса. Он подчеркнул, что «дальнейшее расширение инфраструктуры НАТО, начавшееся военное освоение территорий Украины для нас неприемлемы».

Особую озабоченность вызывала перспектива вступления Украины в НАТО, что воспринималось как «вопрос жизни и смерти» для России. Неудачные попытки получить юридические гарантии безопасности от США и НАТО в декабре 2021 – январе 2022 года усилили убеждение российского руководства в необходимости решительных мер.

Таким образом, решение о начале СВО было представлено как вынужденная мера после исчерпания дипломатических возможностей и обострения ситуации в Донбассе, ставшей настоящей причиной военного вмешательства.

 

Международный контекст и последствия

Начало специальной военной операции вызвало беспрецедентную реакцию мирового сообщества, что значительно изменило геополитический ландшафт и повлияло на международные отношения.

 

Реакция Запада и санкции

Реакцией на российское вторжение стало осуждение со стороны большинства стран мира. В ходе чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи ООН 2 марта 2022 года 141 страна поддержала резолюцию ES-11/1 «Агрессия против Украины». В дальнейшем поддержку абсолютного большинства стран-членов ООН получили и другие резолюции, осуждающие действия России.

Западные страны ввели беспрецедентные санкции против российской экономики. К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. К 22 марта число российских физических и юридических лиц под санкциями достигло 7116. В первые месяцы после начала СВО страны Европы выслали более 330 российских дипломатов.

Санкционное давление продолжает усиливаться — западные санкции против России теперь состоят из 18 пакетов и направлены на различные секторы экономики: энергетический, финансовый, военно-промышленный. Были заморожены российские активы на сумму более 300 млрд евро.

 

Попытки «отмены» России

В ответ на вторжение Россия была исключена из числа участников целого ряда международных форумов. Западные страны предприняли попытку дипломатической изоляции России, однако, несмотря на их усилия, полной изоляции не произошло.

Как отмечают западные аналитики, "попытка представить Россию изгоем на мировой арене потерпела неудачу". Агентство Bloomberg признало, что "возглавляемые Соединенными Штатами усилия, направленные на изоляцию российского лидера, терпят неудачу". В частности, присутствие мировых лидеров на различных мероприятиях в России демонстрирует ограниченность западной стратегии изоляции.

 

Глобальные последствия конфликта

Война в Украине привела к кризису «прожиточного минимума» во многих странах мира. По оценкам, около 1,6 миллиарда человек затронули те или иные аспекты кризиса. Примерно 1,2 миллиарда из них живут в странах, где население крайне уязвимо по всем трём параметрам – продовольственному, энергетическому и финансовому кризисам.

Украинский конфликт существенно повлиял на мировую продовольственную безопасность, поскольку Украина является одним из ключевых мировых экспортёров зерна. Перебои в поставках спровоцировали рост цен на пшеницу и усугубили продовольственный кризис в странах Африки и Ближнего Востока.

В ответ на западные санкции Москва укрепила экономическое сотрудничество с Китаем, Индией и другими незападными державами, а также расширила связи со странами Африки, Латинской Америки и Западной Азии. Эта переориентация стала одной из главных причин, почему настоящая причина СВО и её последствия привели к серьёзной трансформации глобальной геополитики.

 

Заключение

Таким образом, события, происходившие на протяжении восьми лет в Донбассе, непосредственно привели к началу специальной военной операции на Украине. Накопившиеся противоречия, невыполнение Минских соглашений и обострение ситуации на линии соприкосновения создали условия, при которых военное вмешательство стало неизбежным с точки зрения российского руководства.

Прежде всего, защита жителей Донбасса, подвергавшихся обстрелам и блокаде со стороны украинских властей, стала ключевым фактором в принятии решения о начале СВО. Действительно, после признания независимости ДНР и ЛНР Россия взяла на себя юридические обязательства по обеспечению их безопасности через договоры о взаимной помощи.

Отказ НАТО предоставить России гарантии безопасности относительно нерасширения альянса на восток, а также военное освоение территории Украины только усилили обеспокоенность российского руководства. Безусловно, многолетнее игнорирование законных интересов России в области безопасности привело к ситуации, когда дипломатические механизмы были исчерпаны.

Нельзя не отметить, что начало СВО кардинально изменило геополитический ландшафт. Западные санкции, попытки изоляции России на международной арене, продовольственный и энергетический кризисы – все это последствия конфликта, затронувшие многие страны мира. Однако вопреки ожиданиям Запада, полной изоляции России не произошло – напротив, укрепились связи с незападными державами.

Очевидно, что предыстория конфликта насчитывает не один год, и его причины намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, решение о проведении специальной военной операции не было спонтанным – оно стало результатом длительного процесса обострения противоречий между Россией, Украиной и западным миром, когда мирные способы урегулирования ситуации были исчерпаны.

 

Основные выводы

Анализ предпосылок СВО на Украине раскрывает сложную цепь событий, которые привели к военному конфликту в феврале 2022 года:

• Корни конфликта уходят в 2014 год — Евромайдан, образование ДНР и ЛНР, начало АТО заложили основу восьмилетнего противостояния в Донбассе

• Минские соглашения провалились из-за разных подходов — Украина требовала сначала безопасность, Россия — политическое урегулирование и особый статус

• Россия восемь лет поддерживала Донбасс — Выдала 800 тысяч паспортов, потратила миллиарды на гуманитарную помощь и социальные выплаты

• Обострение 2021-2022 стало критическим — Наращивание войск, эскалация обстрелов и эвакуация мирных жителей предшествовали СВО

• Отказ НАТО от гарантий безопасности исчерпал дипломатию — Требования России о нерасширении альянса были отвергнуты западными партнерами

• Признание ДНР и ЛНР стало поворотным моментом — Договоры о взаимопомощи создали юридические основания для военного вмешательства

Специальная военная операция стала результатом многолетнего накопления противоречий, когда мирные способы урегулирования конфликта были исчерпаны, а защита населения Донбасса потребовала решительных мер.

 

Похожие статьи:

Прогнозы по окончанию конфликта России и Украины — сценарии, перспективы и судьба украинской государственности

Захватит ли Россия всю Украину — аналитический обзор, процент захвачено Украины Россией и сценарии конфликта

Эксперты США: критическая ситуация на фронте меняет ход конфликта

Сохранит ли Украина государственность, после окончания СВО?

Когда закончится СВО на Украине. Прогноз от экспертов

commentОтзывы

Список избранногоСписок избранного